В соответствии с ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 07.06.2019 №419 "ОБ ОБЛАСТНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПЛОЩАДКАХ" ГКОУ РО Шахтинской специальной школе-интернату №16 присвоен статус областной инновационной площадки для реализации проекта "Ресурсный центр по организации деятельности службы ранней помощи и сопровождению инклюзивного образования".
В соответствии с п. 2.5 ст. 28 Закона РФ «Об образовании», с частям 2,3,4 статьи 20 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июля 2013 года № 611 «Об утверждении порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования», в школе сложилась определённая система работы методической службы по внедрению инновационной образовательной деятельности.
Целью осуществления инновационной деятельности в системе образования Шахтинской специальной школы-интерната №16 является обеспечение модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования детей с ОВЗ. Цель инновационной работы нашего педагогического коллектива — создание условий (с позиций их обновления) для обеспечения дальнейшего развития и функционирования образовательного учреждения, обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности педагогов на основе внедрения современных педагогических технологий в образование и воспитание детей с ОВЗ.
Полный спектр направлений развития ГКОУ РО Шахтинской специальной школы-интерната №16 в рамках инновационной деятельности широк и включает в себя:
- «Модернизация учебно-воспитательного процесса». В разделе «Модернизация образования» одним из основных приоритетов развития образования являются:
расширение возможностей получения детьми с ограниченными возможностями здоровья всех видов образовательных услуг;
разработка социальных проектов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
расширение спектра программ допрофессиональной трудовой подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом потребностей рынка труда и сознательного выбора выпускником профессии;
внедрение эффективных механизмов по вопросам защиты прав и гарантий особых категорий детей.
- «Информатизация образования как системообразующий компонент школы-интерната»;
- «Научно-методическая работа в школе как основа развития ОО и повышения качества образования»;
- «Повышение квалификации педагогов и руководителей школы».
Инновационная работа в школе организуется по следующим направлениям:
- освоение ФГОС;
- реализация вариативности содержания образования, формирование комплексной системы оценки качества образования на основе применения инновационных технологий;
- применение современных технологий и цифровых образовательных ресурсов;
- индивидуальная работа с детьми в плане развития их творческого потенциала;
- участие учителей в работе конференций муниципального, регионального и Всероссийского уровней.
Основной организационный принцип для инновации заключается в создании команды из лучших работников, способных решать поставленные задачи. Развитие инновационного потенциала педагогов - ключевая задача методической и инновационной работы.
- Педагогическим коллективом ведется работа по реализации смешанной модели обучения (смешанная модель, как следует из названия, это смешение традиционной и электронной моделей обучения, такая модель, подразумевает обучения с использованием информационных технологий: использование Интернет-ресурсов, просмотр учебных материалов в онлайн режиме, прохождение тестирований на компьютере) в коррекционно-образовательном процессе.
- Работа Ресурсного центра психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ. С 2010 года в школе-интернате ведётся работа консультативного коррекционного образования. В рамках организации работы школы-интерната по инклюзивному обучению детей с ОВЗ осуществляется тесная взаимосвязь с Департаментом образования г.Шахты и Отделом образования Администрации Октябрьского сельского района Ростовской области реализуется работа по инклюзивному обучению. В рамках совместной деятельности организована работа по проведению консультаций для родителей, имеющих детей с ОВЗ, педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений по вопросам обучения детей с ОВЗ. Организованы консультативные педагогические практикумы для родителей детей с ОВЗ, обучающихся в условиях массовой школы. Психологической службой школы-интерната осуществляется обследование детей общеобразовательных школ по заявкам родителей в рамках консультативной помощи. Специалисты-дефектологи школы-интерната постоянно работают в составе ПМПК г.Шахты.
Результат: функционирование системы тьюторского сопровождения обучающихся , основанной на индивидуальных программах сопровождения. Ведется тьюторское сопровождение обучающихся вне школы-интерната –экстернов (самообразование).
3. В рамках образовательной программы школы-интерната реализуются следующие экспериментальные программы:
-с 2012 года реализуется программа «Особый ребенок»
Цель программы: подготовка «особых детей» к самостоятельной и независимой жизнедеятельности , социальная адаптация в условиях окружающей действительности.
Результат: положительная динамика в обучении, динамика позитивных отзывов родителей (законных представителей) обучающихся по данной программе (видео материалы 33 телеканала г.Шахты об организации работы класса «Особый ребенок» размещены на сайте школы-интерната и сайте 33 канала).
-программа профориентации обучающихся «Мое будущее»
Цель программы: создать систему профориентации обучающихся , способствующую формированию профессионального самоопределения в соответствии с состоянием здоровья , индивидуальными особенностями каждой личности ребенка и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе.
Результат: создание в школе-интернате системы профориентации, мотивирующей обучающихся к трудовой деятельности по специальностям, востребованным на рынке труда для лиц с ОВЗ. Повышение популярности рабочих профессий среди обучающихся школы-интерната.
- программы профессиональной подготовки по специальностям: дворник, уборщик служебных помещений, швея, штукатур, столяр строительный, облицовщик плиточник, - садовник.
Цель программ профессиональной подготовки по специальностям- успешная подготовка выпускников к условиям самостоятельной жизни, получение профессиональных навыков в соответствии с квалификационными требованиями к каждой специальности.
Результат: Трудоустройство выпускников по специальностям
-программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников «Мир, в котором я живу».
Цель программы: создание эффективной системы социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников школы-интерната из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).
Результат: социальная адаптация обучающихся, поэтапное сопровождение выпускников, реализация совместной работы ЦЗН г.Шахты по переподготовке и трудоустройству выпускников, совместная работа с Администрацией г.Шахты по обеспечению жильем .
-программа курса для родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогики «Родительский университет»
Цель программы: психологическая поддержка, повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в сфере возрастной педагогики и психологии.
Результат: проводимые занятия помогают решению воспитательных и социальных проблем, как в масштабе семьи, так и в масштабе окружающего социума. Повышение родительской компетентности в вопросах семейного воспитания, укрепления партнёрских отношений между родителями, педагогами и общественностью в воспитании детей.
Целенаправленная работа по организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ позволяет изменить сложившийся стереотип отношения педагогов общеобразовательных учреждений к данной категории обучающихся.
ГКОУ РО Шахтинская специальная школа-интернат №16 осуществляет следующие типы консультаций:
- Практикум для родителей и законных представителей обучающихся школы-интерната, дефектологические консультации;
- Психологические консультации. Программа курса для родителей (законных представителей) несовершеннолетних по основам детской психологии и педагогики «Родительский университет»;
- Социально-педагогические консультации;
- Логопедические консультации;
- Консультации ПМПк школы-интерната для родителей и законных представителей обучающихся школы-интерната.